САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Несколько несвязных слов
Почти все зачинщики российского рока старались петь как можно тоньше и выше. Пусть голосовой аппарат отчаянно сопротивлялся - этого требовал характер музыки, к этому ненавязчиво - своим примером - склоняли музыкальные кумиры: Битлз, Дип Перпл и т.п.
Высокие голосовые ноты добавляли пронзительности в исполнении, обостряли и без того резкую, хоть и не всегда внятную, гражданскую позицию.
Не все оценили вокальные изыскания по достоинству. В знаменитом пасквиле
«Рагу из синей птицы», довольные своим местом в жизни люди беззастенчиво напали в лице группы «Машина времени» на всю поющую молодежь:
«В заключение хочется сказать еще об одной детали, явственно проявившейся в МВ. Прежде всего это инфантильное, «под детство» звучание голоса, в любой момент использующее микстовые, фальцетные оттенки. В сочетании с усами, а то и бородами артистов эта манера пения полностью перечеркивает мужское начало и в исполнении, и в художнической позиции. Услышать нормальный мужской голос в подобного рода ансамблях стало проблемой. Мужчины! Пойте по-мужски!»
Люди, подписавшие (вернее – написавшие) это письмо, никогда, видимо, не слышали группы «Санкт-Петербург» - она бы наверняка им понравилась. Ибо ее лидер, Владимир Рекшан, не пытался быть Яном Гилланом. Ни-ни. Даже наоборот. Он пел в полной мере по-мужски: его ревущий баритон (или может - баритональный рев) - визитная карточка группы в первые годы ее существования.
Группа организована в 1969 году. Одни из первых кто стали петь рок на русском ... Да в общем, неловко мне рассказывать о времени, когда меня еще на свете не было - у группы «Санкт-Петербрг» есть официальный сайт в сети, где Вы можете узнать все поподробнее, в том числе и из первых уст. Фото, вон там - с правого боку, оно тоже оттуда.
Группа выпустила несколько современных СD. Все они - сборники старых вещей в новом звучании. Записи эти, мне кажется, имеют слабое отношение к тому самому «Санкт-Петербургу». Нет, все записано чисто и гладко – не придерешься, но Владимир Рекшан перестал громяще рычать, а саунд стал ровным как напомаженная голова, отчего песни утратили свое исконное значение.
Наводит на эти мысли представленная здесь концертная запись. Если не врет надпись на моей кассете – аж 71 года. Рычаще-гремящая, как и положено. Жаль только не сильно качественная.
Трудно сказать про какую-то песню «Санкт-Петербурга»: вот эта вещь (целиком) просто классная. Мешают в частности невнятные инструментальные проигрыши, особенно в сочетании с точными и резкими вокальными частями. Но вот отдельные фрагменты из полотен песен (фрагменты простые и со словами не всегда затейливыми) непрошено бывает и всплывут в голове: «А я хочу тепла и света, а я хочу тепла и света, но нет его больше, нету…» (Осень 1970 года) «Лучше камень, поверивший в грезы, чем человек с каменным сердцем…» (Сердце камня) - и это все мощным таким, утробным рыком…
Поправка 1 (2009). На rutracker.org выложили этот концерт в более полном виде и оцифрованный с много лучшего источника. Как оказалось это Концерт на Химфаке ЛГУ 1972 года. Данная страница остается в качестве мемориальной... ну или для того, кто торрентами не пользуется.
|
|